История искусств
Приглашаем вас посетить VI выставку-ярмарку Коллекционер
которая пройдет в Санкт Петербурге с 19 по 22 апреля 2012 года
в ЦВЗ МАНЕЖ Исаакиевская пл. д 1
с уважением антикварный магазин Старая Голландия
_________________________________________________________________________
Антикварный салон, Старая Голландия, участник V Международной Выставки ярмарки
Коллекционер, прошедшей в ЦВЗ Манеж 22-25 декабря 2011 года Исаакиевская пл. д 1
_____________________________________________________________________________________
Баккара (baccarat), французские изделия из хрусталя, возникшее в 1816 на стекольной мануфактуре Сент-Анн (основан около 1766) в г. Баккара. Прославилось во 2-й половине 19 в. техническим совершенством пышных и обильно изукрашенных дробным гранением сервизов и ваз. В обиходе словом «Баккара» обозначают и сами изделия этого производства, которое существует и поныне.
Лансере Евгений Александрович (1848-1886)
Лансере Е. А.
Выдающийся скульптор, почётный вольный общник Академии Художеств. Евгений Александрович внук офицера наполеоновской армии, раненного при Бородине и оставшегося в России. Родился в Моршанске
Евгений Александрович Лансере родился в 1848 году. Происходил из французской семьи, поселившейся в России. Образование получил в Петербургском университете, на юридическом факультете.
Скульптор Евгений Александрович Лансере по праву считается одним из лучших мастеров малой пластики второй половины XIX века. За свою короткую жизнь Е. А. Лансере создал около 400 произведений, основную часть которых составляют жанровые сцены с изображением лошадей, русские тройки, спортивные состязания, охоты, сюжеты исторической и военной тематики. Особо интересовала художника жизнь кочевых народов Востока, которую он внимательно изучал во время своих поездок в Крым, на Кавказ, в Киргизскую степь, в Башкирию, в Алжир.
Скульптор не имел специального образования, посещал мастерскую Н. И. Либериха. Начав со школьной скамьи заниматься лепкой фигурок лошадей и людей, быстро усовершенствовался благодаря внимательному изучению натуры. Двукратная поездка в Париж дала возможность Е. А. Лансере видеть образцовые произведения мелкой скульптуры. Материал для творчества доставляли Е. А. Лансере, главным образом, его собственные наблюдения над типами и бытом казаков, киргизов, башкир, кавказцев, с их бойкими и выносливыми конями.
Евгений Александрович Лансере достиг высокого мастерства в своей малоформатной скульптуре для которой характерны этнографическая достоверность, жизненность и поэтичность образов, а также выразительная проработка деталей.
Он работал в основном по заказам частных лиц, отливавших его произведения в бронзе (Шопен, Соколов, Дипнер, Богун) и в серебре (Сазиков, Овчинников, Грачев). Некоторые работы, в том числе произведения декоративно-прикладного искусства (чернильница "Конек-Горбунок", часы "Дед и внучка" и многие другие) были отлиты на Каслинском чугунолитейном заводе на Урале.
Произведения Е. А. Лансере получили широкое признание еще при жизни мастера на Всероссийских выставках 1870 и 1882 годов и на международных выставках в Лондоне, Вене, Филадельфии и Париже. Его работы приобретались многими крупными музеями и частными коллекциями в различных странах мира.
Интересны и его родственные связи. Внук офицера армии Наполеона Павла Лансере, раненного при Бородино в 1812 году и оставшегося в России, Евгений Александрович стал родоначальником широко известной художественной династии. Его женой была Екатерина Николаевна Бенуа (1850-1933), дочь архитектора Николая Леонтьевича Бенуа (1813-1898) и сестра известных художников и историков искусства Альберта, Леонтия и Александра. Все дети Е. А. Лансере прекрасно рисовали, а трое стали знаменитыми: Евгений Евгеньевич Лансере (1875-1946) и Зинаида Евгеньевна Серебрякова (1884-1967) - художниками, а Николай Евгеньевич Лансере (1879-1942) - архитектором.
Евгений Александрович Лансере умер в 1886 году.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
КАСЛИ?НСКОЕ ЛИТЬЕ, производство художественных изделий из чугуна — садовой мебели, решеток, надгробий, скульптуры, бытовых предметов — на чугунолитейном заводе в городе Касли. При их производстве используются сложные технологии формовки и отливки изделий с их последующей ручной чеканкой.
История завода
Завод был заложен в 1747 Яковом Коробковым, а уже в 1752 перекуплен Н. Н. Демидовым. Завод, войдя в Кыштымский горный округ, специализировался на выплавке чугуна и производстве полосного железа. В начале 19 в. чугунолитейное производство в Каслях было приобретено купцом 1-й гильдии Л. Расторгуевым, и с этого времени здесь начинается производство художественных изделий. Уже в 1830-е гг. Касли становятся известны как центр отливки высокохудожественных решеток, оград, половых плит с орнаментальными рельефами, а также надгробных памятников. В 1845 на заводе было организовано производство садово-парковой мебели и декоративных предметов интерьера — ажурных тарелок и подсвечников. В это же время появляются первые образцы скульптуры малых форм — как правило небольших фигурок, укрепленных на пресс-папье. В 1850-1860-е гг. количество художественных изделий и их доля в ассортименте каслинского завода неуклонно увеличивается. Качество изделий резко возросло после перевода в конце 1850-х гг. с Кушвинского завода опытных чеканщиков и формовщиков. Качество отливок каслинского завода не уступало уже в это время аналогичным изделиям из бронзы, что заслуженно отмечалось золотыми медалями Всероссийских, а впоследствии и Всемирных выставок.
Влияние скульпторов на формирование художественного литья
Важная роль в формировании образа каслинского художественного литья принадлежит скульпторам, выпускникам Петербургской Академии художеств — М. Д. Канаеву и Н. Р. Баху. В 1876 Канаев создал заводскую художественную школу, где обучали рисунку, лепке, формовке и чеканке чугунного литья. По его предложению ассортимент каслинских изделий обогатился отливками в чугуне произведений известнейших русских скульпторов: И.П. Витали, Е.А. Лансере, П.К. Клодта, А. Л. Обера, Н. И. Либериха. В 1880-е гг. на заводе начинают работать скульпторы — выпускники заводской школы: В. Ф. Торокин, Д. И. Широков, К. Д. Тарасов и др.
Чугунный павильон
В 1900 в Каслях создают чугунный павильон для Всемирной парижской выставки. Выполненный по проекту архитектора Е. Е. Баумгартена, павильон представлял собой ажурную чугунную комнату, в которой были выставлены около 1,5 тысяч лучших образцов «кабинетных» вещей каслинского литья — скульптура, подсвечники, ажурные вазы и тарелки, шкатулки, письменные приборы. Эти изделия были удостоены золотой медали и «Гран-при» выставки.
В 1914, в связи с переходом завода на выпуск военной продукции, литье художественных изделий в Каслях прекращается.
Возрождение художественного литья
В начале 1920-х гг., после долгого перерыва, в Каслях были созданы первые художественные отливки — мемориальные доски с портретами К. Маркса, К. Либкнехта, А. Луначарского и др. революционеров. В 1922 в городе Касли был установлен памятник героям революции, отлитый на заводе. Важная роль в возрождении художественного литья принадлежит скульптору К. А. Клодту, внуку П. К. Клодта. Он вновь открыл заводскую школу, в которую принимались дети рабочих, при его непосредственном участии были сделаны отливки бюста В. И. Ленина и ряд декоративно-прикладных произведений.
Только в 1934 на заводе организуется регулярный выпуск художественного литья. В первую очередь это мелкая пластика и барельефы — произведения революционной тематики, созданные по моделям скульпторов Н. Горского Н. А. Андреева, Н. В. Томского, И. Рабиновича., В это же время увеличивается выпуск архитектурного литья, которое было использовано при строительстве набережных и мостов, в оформлении общественных зданий и Московского метрополитена.
В 1941 выпуск художественных изделий на заводе был прерван, но уже в 1944 восстановлен. Ассортимент каслинских изделий в эти годы расширяется темой Отечественной войны. В 1950-1970-е гг. на каслинском заводе работают известные скульпторы П. А. Баландин, М.Г.Манизер, Е. А. Янсон-Манизер; на заводе появляется большая группа скульпторов-заводчан — П. С. Аникин, А. В. Чиркин, А. С. Гилев, В. П. Игнатьев и др., чьи произведения органично вошли в традиционное русло каслинского литья. В конце 1980-х гг. ассортимент каслинского завода включал 130 произведений, среди которых работы, выполненные по моделям 19-го века. и современных скульпторов.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Его отец обучал его в методам обработки металлов, и мальчик быстро соединил их со своим собственным естественным талантом к рисованию и начал создавать маленькие скульптуры. Молодой Mene никогда не учился ни в одной из известных школ, и в значительной степени самообучался как художник, хотя он получил некоторое обучение от скульпторов Rene Compaire и А.-L. Barye в Париже.Он развивал своё чувство мира животных в Зоопарке в Jardin des Plantes. Как только Mene начал интерпретировать свой взгляд и эскизы в бронзу, он быстро достиг высокой репутации. Mene, как многие другие известные скульпторы 19-ого столетия, включая Barye, Dalou и Rodin, начал карьеру делая декоративные модели для изготовителей фарфора, создавая художественные оформления часов и др., и делал немного маленьких коммерческих изделий из бронзы.
Будучи хорошим бизнесменом, в 1837 году Mene основал первую из своих литейных мастерских. В следующем году он дебютировал в Парижском Салоне с работами "Собака нападающая на лису". Два года спустя он показал на салоне в Париже несколько навых работ, включая "Лошадь с нападающим волком".
До самой смерти он ежегодно участвовал в каждом Салоне со своими работами. Регулярно показывая свои работы на Салоне, он получил четыре премии: медаль 2-го места в 1848 году, медаль 1-го места в 1852 и 1861 годах, и медаль 3-го места в 1855 году. В 1861 году он получил Крест Легиона Чести. Mene был чрезвычайно популярным и в Англии, так же как Франции, выигрывая медали в Лондонских салонах 1855 и 1861 года - медали первого места. Один английский обзор в 1851 году похвалил его “за совершенство в моделировании животных, в правильности отображения и красоты его представлений”.
Его успех по-хорошему переживал и поддерживал Антуан-Луи Бэри (А.-L. Barye), его друг и учитель(?). Художественный эксперт Джеймс Маккей утверждал, “Mene, возможно, после А.-L. Barye, наиболее широко известен в анималистической скульптуре, его работы, больше чем любые другие, устанавливала норму для школы Анималистики”. Mene в основном работал чаще всего с домашними животными в спокойствии и также специализировался на лошадях и собаках. Как другой чрезвычайно популярный анималист, Роза Бонхер, Mene был склонен работать в золотой середине, артистический метод, который смешивал романтичные и натуралистические элементы, сохраняя некоторые традиционные соглашения, таким образом отдавая работу, более приемлемую к консервативным вкусам. Ученый Джереми Купер указывает, “работы Mene освежающие, простые и прямые, когда остальная часть искусств находилась в упадке с точки зрения эстетической чувствительности.”
Кроме того, опыт и качество работы Mene в в обработке металлов сделало его сведущим во всех аспектах работы литейного производства, позволяя ему ему выпускать большое количество новых моделей в его собственных литейных мастерских, гарантируя, что модели и копии будут в превосходном состоянии, от первой до любой последующей копии. Маккей говорил:.. его собственноручная работа выдающаяся по деликатности и чувствительности моделирования и чрезвычайно дотошна.
Mene выпустил свои собственные каталоги, показывая больше чем 150 предметов, которые он смоделировал и в конечном счете продавал тысячи маленьких статуй. Еще одной причиной его популярности была его индивидуальность. Mene был чрезвычайно дружелюбным.
Его дом стал местом сбора для живописцев, музыкантов, скульпторов, делая его известным и со временем он стал любим всеми в артистических кругах Парижа. Его индивидуальность была такой, что он мог легко смешаться с интеллектуалами в любой социальной ситуации.
К концу его жизни Mene учил своего зятя, Огюста Каина, который был также анималистом, как управлять его литейными заводами. Впоследствии, Каин продолжал работу Мина в течение двенадцати лет после его смерти, c безупречным качеством изделий, на котором всегда настаивали его тесть и наставник. В 1892 году, когда Каин умер, последний из литейных заводов Mene был закрыт, и остаток от его моделей продан литейному заводу Susse Freres, который продолжал лить работы Mene с печатью литейного завода, "впечатвая" в них технологии двадцатого века. Сегодня, примеры работы Mene встречаются во всем мире, включая музеи, такие как Музей Ashmolean, the Louvre, the Metropolitan, and the R.W. Norton Art Gallery.
Работы Pierre-Jules Mene тиражировались в бронзе, серебре, шпиатре, чугуне, терракоте.
По его моделям и образцам работали многие мастерские не только во Франции, но и в Германии.
В России в каталогах Каслинского завода 1900 года и Кусинского завода 1911 года присутствуют более 10 предметов работы Pierre-Jules Mene.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
villeroy&boch
Фирма "Виллерой и Бох" ("Villeroi & Boch") начинает свою историю в 1748г. Именно в этом году Франсуа Бох (Francois Boch) с тремя сыновьями начал выпускать посуду в местечке Audin-le-Tiche в Лотарингии. Вторая ветвь фирмы началась в 1791г., когда Николас Виллерой (Nikolas Villeroi) основал фаянсовую мануфактуру в Vaubrevange (ныне Wallerfangen) на реке Saar. В 1836г. два бывших конкурента объединились и образовали единое предприятие "Виллерой и Бох". Это слияние немало облегчило новой компании завоевание европейского рынка.Постепенно, наряду с производством керамической посуды, фирма занялась выпуском изделий из хрусталя и стекла, оборудования для ванных комнат, высококачественной напольной плитки (известная всем меттлахская плитка - это продукция "Виллерой и Бох"). В 1856г. компания выполнила оформление интерьера Дрезденской молочной лавки ("Dresdener Milchladen"), в настоящее время являющейся одной из известных достопримечательностей Дрездена. В 1890г. фирма изготовила напольную мозаику для знаменитого Кельнского собора (около 1300 кв.м. этой мозаики производили в течении пяти лет). "Виллерой и Бох"
Vernis Martin.
В начале 18 века в Европу было завезено множество восточных лакированных изделий. Качество лакированного покрытия было настолько потрясающим, что многие европейские мастера стремились достичь подобного результата. Однако удалось это только французу по имени Гийом Мартин.
Братья Гийом и Этьен-Симон Мартин усовершенствовали формулу мебельного лака и в 1730г получили патент, давший им право на 20-летнюю монополию на территории Франции и Ангилии. Позднее к производству были привлечены и младшие братья семьи Мартин, а семейное дело получило статус «Производство при королевском дворе лакировщика Мартина».
Изделия Vernis Martin исполняли в различных цветах- черного, глубокого красного, синего оттенка «берлинская лазурь». Братьями Мартин был изобретен лак с имитацией авантюрина, оттенков золота, меди и латуни. Vernis Martin применяли свою потрясающую технику росписи и лакирования не только для крупных предметов мебели, но и в миниатюрном жанре- табакерки, туалетные принадлежности и т.д.
Технология, доведенная до совершенства старшими братьями Мартин, стала настолько успешной, что им подражали многие производители. Эти имитации известны под общим названием Vernis Martin.
Столичном аукционном зале состоится большая распрода-
жа произведений искусства из собрания П. Деларова (в со-
кращении): «Картины старинных голландской, фламанд-
ской, итальянской, испанской, французской и русской
школ: Брекеленкам, Кейп, Блумарт, Поурбус, Брамер, Па-
ламедес, Вуверман, Снайдерс, Теньер, Караваджо, Доме-
никино, Фетти, Лотто, Пармиджанино, Цурбарано, Удри;
Рокотов, Венецианов, Перов, Репин; примитивы сиенской,
венецианской, итальянской школ; мрамор раб. Фальконета,
бронза, фарфор и проч.». Как можно понять, к парижским
вещам здесь добавились предметы, оставшиеся после петер-
бургских торгов 1914 г. Всего же таковых набралось четыре
сотни, и спрос на них оказался куда выше, чем раньше.
«Аукцион собрал почти всех петроградских любителей и
антикваров, – читаем в одной из газет. – Кроме них, при-
сутствовало много любопытных, которые пришли посмот-
реть, как распродаются картины знаменитого коллекционе-
ра. Продавались они по ценам, значительно превышающим
предварительную оценку... Больше всего картин было куп-
лено торговцами и антикварами: гг. Чекато, Циммерманом
и др. Примитив фламандской школы XVI в. «Апостол» про-
дан сравнительно дёшево, за 1 тыс. руб., картина венеци-
анской школы «Поклонение волхвов» продана за 500 руб.,
картина голландская, «Внутренность кухни», – за 400 руб.».
Голландская живопись, кстати, расходилась особенно бой-
ко: «Пастораль» К. Сафтлевена ушла за 500 руб., два «Аркад-
ских пейзажа» Д. ван дер Лиссе – по такой же цене каждый,
а «Рынок на площади Рима» И. Лингелбаха (ныне в Гос. Эр-
митаже; пост. в 1928 г. из Строгановского дворца-музея) –
за 2 тыс. руб. Из картин же, памятных по Парижу, назовём
«Давида» итальянца Д. Фетти (500 руб.).
Как же сложилась дальнейшая судьба деларовских ве-
щей? К сожалению, о большей их части и доныне нет достоверной
информации. После торгов 1916 г. опубликованы
были лишь некоторые картины, среди них – «Три крестья-
нина на стогу» Я. Ван Гойена, «Птичник» Я. ван Кессела,
«Больная и врач» круга П. де Хоха, попавшие в коллекцию
В. Щавинского в Петрограде. Скудная, но интересная ин-
формация на сей счёт содержится в материалах аукционов,
проходивших в петроградском Обществе поощрения худо-
жеств. Так, в октябре 1916 г. здесь с пометкой «из собрания
Деларова» выставлялась картина голландца П. Схотануса
«Охотничья собака и дичь», спустя месяц – «Притча о пле-велах» (П. Балтенс?), в октябре 1917 г. – «Библейский сю-
жет» Х. ван Балена и «Поклонение пастырей» А. Блумарта
(перечень этот можно было бы продолжить). Кое-что мы
найдём и в прессе начала 1920-х гг. Одна из таких заметок
(1922) извещает о том, что «недавно были проданы карти-
ны из остатков коллекции П. Деларова: Брюллова (15 млн.),
Федотова (3 млн.), Клевера (4,5 млн.), несколько рисун-
ков старых мастеров, часы Томира, фламандская шпалера
и проч.», в другом месте (год тот же) сообщается о приоб-
ретении «одним иностранцем «Триумфа Афины Паллады»,
приписываемого Луке Джордано (из коллекции Деларова),
за 2,5 млрд. руб.».
Гораздо отраднее, однако, что немалое количество вещей
всё же попало в музеи, как западные, так и российские, и мо-
жет быть доступно зрителю. Среди первых здесь называют-
ся памятные нам «Христос и грешница» П. Артсена (Сток-
гольмский музей), «Сусанна и старцы» П. Ластмана (Бер-
лин), а также «Смеющийся крестьянин» (Варшава) и два
пейзажа Я. Ван Гойена в Рейксмузеуме (Амстердам). Если же
говорить об отечественных собраниях, то здесь первенству-
ет Эрмитаж – его фонды хранят более десятка деларовских
картин. В их числе, помимо названных, «Нападение разбой-
ников на крестьян» П. Брейгеля Мл., эскиз Фр. Солимены
«Евангелист и пророк», «Легенда о десяти тысячах мучени-
ков» Баккиакки, «Натюрморт с вишнями и сыром» малоиз-
вестного германского мастера XVII в. И. Плеппа. Русский
музей располагает «Портретом А. Лесниковой» кисти С. За-
рянко. Имеются картины из коллекции Деларова и в других
российских городах – Воронеже, Вологде, Вятке, Екатерин-
бурге, Якутске. Список таких вещей постепенно пополня-
ется. Так, Эрмитажу в 1969 г. удалось приобрести картину
Л. Лотто «Мёртвый Христос», а Музей изобразительных ис-
кусств им. Пушкина в Москве получил в 1985 г. «Святое се-
мейство со св. Франциском и ангелом» Дж. Чезари (Кавалер
д’Арпино), происходящее из той же коллекции. Надо пола-
гать, это не последний такой пример – ведь у наших соби-
рателей и поныне хранится немалое количество деларовских
вещей. Но вот вопрос: все ли они знают об этом?
В статье использованы материалы Центрального государственного
архива Санкт-Петербурга, Научной библиотеки
Академии художеств и Российской национальной библиотеки
(Санкт-Петербург). Автор выражает благодарность сотруд-
никам этих учреждений за помощь в её подготовке.
Всегда в наличии: Старинная мебель, Антикварные часы, Антикварная мебель, Старинные Часы,
Старинные напольные часы, Антикварные настенные часы, Старинные каминные часы